РАЗДЕЛ 4 ^ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО - Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе

РАЗДЕЛ 4

^ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

(ПО МАТЕРИАЛАМ СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)


СОДЕРЖАНИЕ


Асатов Р.


Особенности развития коммуникативных способностей

у подростков



214

Бабушкина М.

Формирование коммуникативных и организаторских способностей у будущего учителя



215

Березенцева Ю.,

Нарожная В. Д.


Международные словообразовательные элементы греческого происхождения



217

Валеева Э. Р.


Речевая культура в профессиональной деятельности

учителя



219

Вострикова Ю. В.

Роль регионального театра в формировании

коммуникативно-речевой культуры современного студента


221

Гареева Г. Ф.


Диалог – форма коммуникации


224

Гимазова А. Н.


Формирование педагогического общения учителя


225

Глазкова Ю. С.


К вопросу о жанровых разновидностях современного репортажа (опыт сопоставительного анализа)



227

Данилова Л. М.


Компьютерные коммуникации в педагогическом

общении



232

Закиев Р. Р.


Конфликтные ситуации в школе


234

Исрафилова З. Р.


Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие



235

Казакова Н. П.



Использование краеведческого материала на уроках русского языка



237

Карижская С. В.


Роль эвфемизмов в формировании коммуникативной

компетенции педагога



240

Кириловская А. И.


Слова-сорняки в речевом поведении студентов:

опыт эксперимента

241

Коноваленко К. В.,

Попова И. А.


Колоративы как элемент языковой компетенции педагога


243

Кордова В. В.


Организация проектной работы в начальной школе

245

Креймер И. Н.


Работа по озаглавливанию текстов в средней школе

247

Крейтер К. М.,

Стружук Н. С.

Удачи и неудачи в речи молодежи: анализ результата

опроса школьников и студентов



248

Левенко А. О.


Эвокационная цепочка текстов как проблема курса

по выбору коммуникативной направленности



251

^ Матвеева Н.С.


Виды заданий по обучению слушанию


254

Муллахметова Д. Р.

Речевой этикет в деятельности учителя современной

школы



257

^ Мухаметхатипова Э. Р.

К вопросу о коммуникативном образовании в России


258

Нусипова Э. К.


Актуальное искусство как особый вид коммуникации


260

Олейникова Е.


Изучение синтаксических функций инфинитива

в школьной практике



262

Сатаева Н.,

Нарожная В. Д.


Жест как средство невербальной коммуникации:

гендерный аспект


264

Сидорова О.


Изучение типов сказуемого в школе


268

Сизикова Н. В.


Работа над публицистическим стилем в средней школе

269

Соколова С. Н.


Детская книга как коммуникативный феномен:

к постановке проблемы исследования


270

Тазиева Р. М.


Формирование коммуникативной культуры в школе


275

Фахриева А. А.


Общение как фактор формирования личности человека


276

Хакимова А. Р.


Особенности кино как коммуникации


278

Хасанова Л. В.,

Гайнуллина С. И.


Общение как процесс непосредственных отношений

281

Хусаинов А. А.


Общение в конфликтных ситуациях


282

Чечина И. В.


Паремии в устной речи педагога и воспитанника:

образный и дидактический потенциал



284

Ягфарова Ю. Р.


Формирование культуры межнационального общения

младших школьников



286

сведения об авторах

289




Асатов Р.

Елабуга

^ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ПОДРОСТКОВ

В подростковом возрасте общение является одним из ведущих видов деятельности. Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

В общении со взрослыми подросток всегда, даже при самых товарищеских отношениях, находится в положении младшего, в известной мере подчинённого, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, то есть усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками он формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей, ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта и его арбитра, друга-хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.

Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества. У товарищей подросток находит необходимую ему оценку качеств, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к подростку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

С целью изучения уровня развитости способности к общению у подростков мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие 56 учащихся VIII и IX классов МОУ СОШ №10 г. Елабуга, и использовали тест-опросник «Определение уровня общительности» (В. Ф. Ряховский).

До проведения тестирования у нас была возможность поговорить на эту тему индивидуально с каждым учащимся. Большинство подростков признались, что для них важно иметь авторитет среди своих сверстников. Значимыми для мальчиков являются такие качества личности, как смелость, уверенность в своих силах, общительность. Девочки отдают предпочтение веселым, жизнерадостным, неагрессивным сверстникам, так как с ними интересно. Часть учащихся отметили, что испытывают трудности в общении с людьми, им мешает стеснительность, нерешительность. Почти все учащиеся придают особое значение общению, причем главным для них является досуговое общение.

В процессе наблюдения за подростками мы выяснили, что многие из них не обладают навыками культуры общения, часто не проявляют уважения друг к другу, не умеют прислушиваться к мнению окружающих, не терпят шуток в свой адрес, хотя сами позволяют себе это по отношению к более слабым. Это говорит о том, что в подростковом возрасте еще недостаточен опыт общения.

После проведения тестирования выяснилось, что 40% испытуемых находятся на среднем уровне общительности, из них 25% находятся на среднем уровне ближе к низкому и 75% - на среднем уровне ближе к высокому. На высоком уровне развитости общительности находятся 50% испытуемых. На низком уровне развитости общительности находятся 10% испытуемых подростков. Подростков, находящихся на высшем или низшем уровнях не выявлено.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сделать выводы, что общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. Поскольку для подростка именно это и является главным на данном этапе развития, то можно считать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте. В то же время необходимо отметить, что у подростков наблюдается недостаточность коммуникативной культуры, поэтому они нуждаются в серьезной помощи со стороны педагогов и родителей.


3616078617609849.html
3616250904056641.html
3616280004292608.html
3616375744463149.html
3616440756837841.html