Анализ реформы межбюджетных отношений и проблемы обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях разграничения расходных полномочий Анализ развития межбюджетных отношений и сбалансированности консолидированных бюджетов регионов в 2007 году - страница 30

^ Раздел 3. Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2005-2007 годах 3.1 Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Изменения расходных обязательств и доходных источников, происходящие в 2005-2007 годах, приводят к изменениям в сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ. Для оценки сбалансированности субфедеральных бюджетов используются результаты, полученные в ходе проводимого анализа и подробно описанные в Разделе 1 и Разделе 2. Сбалансированность бюджетов оценивается как расчетный дефицит субфедеральных бюджетов, то есть расходные обязательства минус доходы (без учета безвозмездных перечислений).

Результаты оценки сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета безвозмездных перечислений) представлены в Таблице 3.1.

^ Таблица 3.1. Оценка баланса расходных обязательств и доходных источников (расчетного дефицита) субъектов РФ в 2005-2007 годах

Название субъекта РФ

2005

2006

2007

тыс.руб.
в ценах
2005 года

в % к рас-ходам

тыс.руб.
в ценах
2006 года

в % к рас-ходам

тыс.руб.
в ценах
2006 года

в % к рас-ходам

^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

-308 244 009

-10,8%

-171 716 013

-5,2%

-189 075 113

-5,7%

 

 

 

 

 

 

 

Белгородская область

-4 139 210

-16,4%

-11 812 359

-36,9%

-11 973 566

-37,4%

Брянская область

-5 785 861

-41,9%

-4 408 112

-28,9%

-4 508 671

-29,6%

Владимирская область

-3 118 476

-21,0%

-956 685

-5,8%

-1 179 661

-7,2%

Воронежская область

-5 656 819

-23,8%

-4 534 935

-15,9%

-4 736 066

-16,6%

Ивановская область

-4 935 136

-38,4%

-3 838 092

-25,7%

-3 944 467

-26,4%

Тверская область

-4 100 191

-22,1%

-292 544

-1,4%

-588 614

-2,8%

Калужская область

-3 928 475

-26,8%

-3 277 337

-19,7%

-3 460 765

-20,8%

Костромская область

-2 876 258

-32,9%

-2 500 649

-26,2%

-2 580 260

-27,0%

Курская область

-3 119 197

-21,5%

-3 325 788

-22,7%

-3 476 350

-23,8%

Липецкая область

-3 541 739

-14,6%

-1 494 117

-5,7%

-1 606 042

-6,1%

Московская область

-14 180 504

-10,2%

32 947 635

22,3%

31 551 813

21,4%

Орловская область

-2 412 815

-25,9%

-2 143 220

-20,5%

-2 288 584

-21,9%

Рязанская область

-3 414 427

-23,4%

-2 008 869

-12,3%

-1 433 523

-8,8%

Смоленская область

-1 580 878

-14,8%

-343 503

-2,8%

-520 290

-4,2%

Тамбовская область

-4 508 875

-36,5%

-5 409 459

-38,1%

-5 484 724

-38,6%

Тульская область

-3 318 055

-16,7%

-2 823 750

-12,3%

-3 151 936

-13,8%

Ярославская область

-2 341 653

-10,1%

211 578

0,8%

85 889

0,3%

город Москва

2 463 500

0,5%

118 614 904

20,0%

113 081 192

19,0%

Республика Карелия

-1 851 764

-13,9%

-1 787 505

-12,0%

-1 922 852

-12,9%

Республика Коми

-629 339

-2,7%

1 999 971

7,4%

1 204 285

4,4%

Архангельская область (Ненецкий АО)

-5 368 494

-24,7%

-5 861 942

-23,9%

-6 434 427

-26,2%

Вологодская область

-2 756 928

-9,9%

776 046

2,6%

609 005

2,0%

Калининградская область

-3 386 239

-22,6%

-966 087

-5,5%

-1 297 481

-7,4%

Ленинградская область

-3 200 550

-11,1%

-1 743 181

-5,7%

-1 576 256

-5,1%

Мурманская область

-2 572 971

-15,2%

-3 809 223

-14,7%

-3 926 971

-15,2%

Новгородская область

-1 617 699

-15,6%

-3 235 016

-26,2%

-3 275 812

-26,6%

Псковская область

-2 565 997

-30,6%

-1 389 410

-15,5%

-1 432 828

-16,0%

город Санкт-Петербург

-878 704

-0,7%

25 523 879

14,4%

24 071 441

13,6%

Ненецкий АО

-759 229

-14,2%

597 607

8,4%

535 221

7,6%

Республика Дагестан

-18 169 716

-79,5%

-19 550 099

-76,4%

-19 576 949

-76,5%

Кабардино-Балкарская Республика

-5 686 631

-64,1%

-5 423 365

-60,5%

-5 436 704

-60,6%

Республика Калмыкия

-2 554 439

-59,9%

-2 874 160

-53,8%

-2 889 686

-54,1%

Республика Северная Осетия-Алания

-6 669 085

-64,9%

-5 696 342

-55,5%

-5 795 084

-56,5%

Республика Ингушетия

-5 064 705

-90,6%

-5 806 492

-88,8%

-5 817 624

-89,0%

Краснодарский край

-9 404 498

-15,9%

-5 600 929

-8,1%

-5 846 090

-8,5%

Ставропольский край

-10 143 004

-35,2%

-4 778 433

-15,5%

-4 932 023

-16,0%

Астраханская область

-3 153 752

-26,8%

-5 920 068

-35,0%

-5 695 474

-33,7%

Волгоградская область

-5 626 325

-19,1%

1 707 755

5,0%

1 768 104

5,1%

Ростовская область

-11 293 791

-24,8%

-13 006 925

-22,8%

-13 592 696

-23,9%

Республика Адыгея

-2 698 929

-59,4%

-3 374 532

-61,1%

-3 400 605

-61,6%

Карачаево-Черкесская Республика

-3 259 662

-62,7%

-3 914 073

-61,8%

-3 933 838

-62,1%

Чеченская Республика

-13 164 015

-85,7%

-21 150 817

-84,6%

-21 226 347

-84,9%

Республика Башкортостан

-6 528 837

-11,8%

-2 123 818

-3,4%

-1 214 134

-2,0%

Республика Марий-Эл

-3 386 937

-42,1%

-3 456 568

-31,3%

-3 538 263

-32,0%

Республика Мордовия

-5 486 241

-27,9%

6 033 207

52,4%

5 970 351

51,9%

Республика Татарстан

-23 065 101

-26,5%

-4 970 450

-6,1%

-5 218 321

-6,4%

Удмуртская Республика

-3 291 722

-15,4%

-1 091 070

-4,6%

-1 298 084

-5,5%

Чувашская Республика

-5 753 118

-37,2%

-3 518 839

-20,7%

-3 814 460

-22,4%

Нижегородская область

-5 051 210

-12,5%

4 243 582

9,1%

4 161 260

8,9%

Кировская область

-5 950 820

-33,2%

-6 893 192

-31,3%

-7 047 447

-32,0%

Самарская область

1 282 969

2,5%

12 713 743

22,6%

12 652 687

22,5%

Оренбургская область

-2 978 904

-10,5%

-1 924 387

-5,3%

-1 968 432

-5,4%

Пензенская область

-6 295 942

-43,6%

-8 310 991

-41,8%

-8 365 163

-42,1%

Пермская область (Коми-Пермяцкий АО)

411 587

0,9%

4 644 787

9,3%

4 796 257

9,6%

Саратовская область

-7 889 309

-28,7%

-6 666 666

-20,9%

-6 627 338

-20,7%

Ульяновская область

-3 134 192

-24,0%

-3 180 036

-19,3%

-3 343 282

-20,3%

Коми-Пермяцкий АО

-2 071 388

-78,2%

-1 661 663

-71,3%

-1 666 915

-71,5%

Курганская область

-5 072 288

-46,5%

-4 872 448

-36,9%

-5 005 451

-37,9%

Свердловская область

-387 022

-0,6%

4 193 982

5,1%

3 364 544

4,1%

Тюменская область (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО)

58 316 544

77,6%

-28 282 905

-21,9%

-28 238 626

-21,9%

Челябинская область

-4 287 869

-9,3%

442 741

0,8%

91 557

0,2%

Ханты-Мансийский АО

73 836 468

56,8%

-51 021 615

-34,9%

-51 806 188

-35,4%

Ямало-Ненецкий АО

5 299 771

10,2%

3 523 206

5,3%

2 476 217

3,7%

Республика Бурятия

-7 295 469

-46,7%

-7 928 852

-41,2%

-8 036 449

-41,8%

Республика Тыва

-5 226 660

-78,3%

-5 516 405

-75,0%

-5 561 422

-75,6%

Алтайский край

-13 793 434

-49,9%

-12 723 568

-40,9%

-12 974 259

-41,7%

Красноярский край (Таймырский АО, Эвенкийский АО)

-12 568 574

-17,6%

-4 578 715

-5,3%

-5 192 331

-6,0%

Иркутская область (Усть-Ордынский Бурятский АО)

-7 060 573

-17,3%

-3 800 158

-8,6%

-3 860 753

-8,7%

Кемеровская область

-8 572 357

-15,0%

-9 987 310

-16,2%

-10 378 217

-16,8%

Новосибирская область

-7 622 131

-18,5%

2 108 882

4,9%

1 832 462

4,3%

Омская область

-7 039 996

-17,1%

-9 198 821

-19,3%

-10 534 065

-22,1%

Томская область

-2 461 154

-12,3%

-5 421 528

-20,2%

-5 521 975

-20,6%

Читинская область (Агинский Бурятский АО)

-6 813 795

-40,5%

-4 959 335

-28,5%

-4 999 168

-28,7%

Республика Алтай

-4 323 787

-72,7%

-4 327 172

-69,5%

-4 373 489

-70,3%

Республика Хакасия

-1 353 557

-19,2%

-1 087 919

-13,3%

-1 110 027

-13,6%

Агинский Бурятский АО

-1 190 740

-45,7%

33 672 686

354,9%

33 617 078

354,3%

Усть-Ордынский Бурятский АО

-1 755 626

-75,9%

-1 788 301

-72,1%

-1 789 676

-72,1%

Республика Саха (Якутия)

-28 396 634

-44,2%

-11 324 556

-21,1%

-7 698 411

-14,3%

Приморский край

-9 040 822

-27,9%

-9 025 984

-23,2%

-9 265 018

-23,8%

Хабаровский край

-8 738 575

-25,3%

-3 613 081

-10,2%

-3 642 571

-10,3%

Амурская область

-6 901 593

-39,1%

-6 471 061

-33,3%

-6 552 849

-33,8%

Камчатская область (Корякский АО)

-6 886 552

-55,5%

-10 234 850

-56,4%

-10 272 885

-56,6%

Магаданская область

-4 670 142

-51,6%

-4 742 553

-46,4%

-4 936 716

-48,3%

Сахалинская область

-3 270 180

-19,2%

-1 446 624

-6,9%

-1 627 824

-7,8%

Еврейская АО

-1 721 485

-52,5%

-1 845 235

-43,7%

-1 864 078

-44,2%

Корякский АО

-2 235 955

-74,2%

-3 394 976

-76,3%

-3 402 070

-76,4%

Чукотский АО

-4 849 126

-34,5%

-9 222 530

-74,5%

-9 254 855

-74,7%


По оценкам, в результате перераспределения полномочий для большинства субъектов РФ в 2005 году резко ухудшилась сбалансированность бюджетной системы. Это было связано как в некоторой централизацией в 2005 году налоговых доходов, так и с увеличением расходных обязательств субфедеральных бюджетов по собственных расходным полномочиям (в особенности по статье «Социальная политика» из-за реформирования системы льгот), и нехваткой средств, выделяемых через Федеральный Фонд компенсаций на исполнение регионами переданных им федеральных полномочий.

В 2006 году в среднем по всем субъектам РФ расчетный дефицит бюджетов снизился более чем в 2 раза с 10,8% до 5,2% к расходным обязательствам (хотя в 2005 году ожидалось, что расчетный дефицит в 2006 году существенно не изменится). Безусловно, полученные результаты не являются точной оценкой, но дают возможность с уверенностью говорить о тенденциях. Число субъектов РФ, у которых расчетная оценка объема доходных источников превышает оценку объема расходных обязательств, увеличилась с 6 регионов в 2005 году до 17 в 2006 году (с учетом того, что количество регионов-доноров37 в 2005 году было равно 20, в 2006 году - 18). При этом, в 15 регионах, наоборот, в 2006 году ситуация ухудшилась. В частности, существенно вырос расчетный дефицит у Тюменской области и Ханты-Мансийского АО (почти на 100%), Чукотского АО (на 40%) и Белгородской области (на 20%). В основном, это связано с существенным снижением налоговых доходов данных субъектов РФ.38

Как отмечалось в Разделах 1-2, в 2007 году не ожидается существенного перераспределения расходных полномочий между федеральным и субфедеральными бюджетами, а доходные источники из-за изменения налогового и бюджетного законодательства несколько снизятся. Поэтому сбалансированность консолидированных бюджетов РФ несколько ухудшится, то есть расчетный дефицит вырастет до 5,7% от расходов субфедеральных бюджетов. Однако такая оценка является довольно оптимистичной, поскольку дальнейшее введение закона о местном самоуправлении требует от субъектов РФ дополнительных затрат, в особенности, на выравнивание бюджетной обеспеченности вновь созданных муниципальных образований. Помимо этого продолжающиеся процессы передачи федеральных расходных полномочий на уровень субъектов РФ («делегирование» полномочий), возможно, потребуют от субъектов РФ дополнительных расходов на администрирование, связанных с исполнением этих полномочий (так как, как правило, средства на административные расходы, связанные с исполнением переданных расходных полномочий, не предусматриваются в составе Федеральный Фонд компенсаций). Свою роль также могут сыграть и планируемые на 2007 год индексации минимальной заработной платы, которые существенно увеличат расходы субфедеральных бюджетов на выплату заработной платы.

3622324826890895.html
3622399266968962.html
3622474964323630.html
3622535879348763.html
3622631909462163.html