§ 3. Банк России - кредитор последней инстанции - Теория и практика) москва братко А. Г. Банковское право (теория и практика)

§ 3. Банк России - кредитор последней инстанции


В соответствии с требованиями закона Банк России принял Положение от 6 марта 1998 года № 19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" (с изменениями от 4 июня, 25 декабря 1998 года)*(169), в котором закрепляются:

- общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России;

- порядок погашения кредитов Банка России в случае неисполнения банками своих обязательств;

- особенности предоставления и погашения отдельных видов кредитов Банка России, к которым относятся ломбардные кредиты, кредиты "овернайт" (однодневные расчетные кредиты), внутридневные кредиты.

Положение № 19-П регулирует депозитарные операции при предоставлении и погашении кредитов Банка России и ряд других вопросов.

Это же Положение определяет порядок предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг. Кредиты предоставляются банкам и расчетным небанковским кредитным организациям (далее называемых "банки") в соответствии со статьями 4, 40, 45 и 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно Положению № 19-П кредиты предоставляются банкам-резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Статья 36 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает, что кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. При этом, как сказано в ст. 42 того же Федерального закона, Банк России вправе устанавливать лимиты рефинансирования банкам. Кредиты Банка России выдаются на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности, а в качестве их обеспечения выступает залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в так называемый Ломбардный список Банка России.

Ломбардный список, включая изменения и дополнения, утверждается Советом директоров Банка России по представлению Кредитного комитета Банка России и официально публикуется в "Вестнике Банка России". По решению Совета директоров Банка России в обеспечение могут приниматься государственные ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список. Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом таких ценных бумаг, осуществляется в соответствии с требованиями Положения № 19-П; при этом должно быть заключено Дополнительное соглашение к генеральному кредитному договору на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) государственных ценных бумаг.

Телеграммой Банка России от 2 сентября 1998 года № 341-У предусматривалось, что в обеспечение кредитов Банка России могут приниматься облигации Банка России, выпускаемые в обращение в соответствии с Положением Банка России от 28 августа 1998 года № 52-П "О порядке эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации" (с изменениями от 1 сентября 1998 года)*(170). Этот нормативный акт вызвал критику в специальной литературе, поскольку Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не наделяет Банк России правом выпуска собственных облигаций, что в общем-то логично и определяется правовым статусом Банка России.

Банк России предоставляет банкам следующие виды кредитов: внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (кредиты "овернайт") и ломбардные кредиты - на сроки, устанавливаемые Банком России. Возврат банками-заемщиками кредитов Банка России и уплата процентов по ним производятся в установленные сроки. Изменение сроков погашения кредитов Байка России не допускается. Исключение из данной нормы может быть сделано только по решению Совета директоров Банка России (либо в случаях, установленных

Размер процентных ставок по кредитам Банка. России (ломбардным кредитам, кредитам "овернайт") и платы за право пользования внутридневными кредитами устанавливается Советом директоров Банка России по представлению Кредитного комитета Банка России и официально публикуется в "Вестнике Банка России". Банк России может устанавливать различные процентные ставки по различным видам кредитов, в том числе в зависимости от срока и от частоты предоставления кредита. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении условий, установленных Положением № 19-П, банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе получить несколько ломбардных кредитов на различные либо одинаковые сроки и (или) несколько внутридневных кредитов. Кредиты Банка России от имени Банка России предоставляются банкам уполномоченными учреждениями (подразделениями) Банка России в порядке, установленном Положением N° 19-П, на основании генерального кредитного договора Банк России не предоставляет кредиты филиалам банков*(171).

В кризисных ситуациях Банк России имеет право предоставить стабилизационный кредит кредитной организации, если это необходимо для того, чтобы устранить возможность системного риска в банковской системы или предотвратить крах конкретного банка и тем самым защитить интересы вкладчиков и акционеров.

Однако нормативная основа такого кредитования еще не разработана.

Дело в том, что нужно создать необходимые гарантии от необоснованного кредитования, при котором может быть причинен ущерб публичным интересам. Нужны соответствующие критерии принятия решений Банком России. Они должны быть четко и недвусмысленно сформулированы в законе.


§ 4. Регулирование правил осуществления расчетов


В главе 46 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются порядок и формы расчетов.

В частности, в ст. 861 ГК РФ "Наличные и безналичные расчеты" сказано, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

При этом в ст. 862 ГК РФ указываются формы осуществления безналичных расчетов: "Согласно требованиям этой статьи при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по . аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями: делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в п. 1 настоящей статьи".

Порядок осуществления расчетов регулируется Положением Банка России от 25 ноября 1997 года № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации"*(172), которое регламентирует проведение безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и распространяется на кредитные организации - резиденты Российской Федерации и их филиалы, расположенные на территории Российской Федерации.

Положение предусматривает, что расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями, филиалами могут производиться через: 1) расчетную сеть Банка России; 2) кредитные организации по корреспондентским счетам "ЛОРО" и "НОСТРО"; 3) небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции; 4) внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Наиболее контролируемой является расчетная сеть Банка России. Другие системы создаются самими кредитными организациями в целях ускорения системы взаимных расчетов.

Временное Положение Банка России от 10 февраля 1998 года № 17-П "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями"*(173) предусматривает, что в соответствии со ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации при совершении сделок в письменной форме допускается использование аналогов собственноручной подписи (АСП). Устанавливается порядок приема к исполнению поручений владельцев счетов, в том числе составленных на электронных носителях (платежных документов), подписанных АСП, при проведении безналичных расчетов на территории Российской Федераций между кредитными организациями и кредитными организациями и их клиентами. При этом порядок обмена платежными документами, подписанными АСП, при проведении расчетов Банком России с кредитными организациями и другими клиентами Банка России регулируется отдельными нормативными документами Банка России и договором.

Действие Временного Положение Банка России от 10 февраля 1998 года № 17-П распространяется в отношении всех платежных документов, подписанных АСП, за исключением расчетов с участием Банка России, расчетов с использованием установленных законодательством или договором иных форм расчетов, а также случаев факсимильного воспроизведения подписи при помощи средств механического или иного копирования. Использование платежных документов, подписанных АСП, не изменяет содержания установленных законодательством и договором прав и обязанностей участников расчетов, содержания платежных документов и правил заполнения их реквизитов*(174).

В Указании ЦБР от 3 июля 1998 года № 277-У "О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям - резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов" говорится, что "в целях осуществления контроля за эмиссией и обращением предоплаченных финансовых продуктов Банк России устанавливает следующий порядок выдачи кредитным организациям - резидентам регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов. В целях данного Указания под предоплаченными финансовыми продуктами понимаются денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе дененые обязательства, составленные в электронной форме. Настоящее Указание не распространяется на порядок эмиссии и обращения чеков и векселей, являющихся ценными бумагами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации"*(175).

^ Центральный банк издает нормативные акты, которые устанавливают определенные требования, предъявляемые к банкам в отношении организации расчетов.

Как разъяснил Банк России в ответах на вопросы, которые подготовил Департамент методологии и организации расчетов ЦБР, согласно п. 3 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. В связи с вышеизложенным в поле "Назначение платежа" клиент указывает информацию, соответствующую расчетной операции, в произвольной форме. Вместе с тем законодательством (в том числе налоговым) и нормативными актами Банка России предусмотрен ряд сведений, которые должны отражаться в этом поле, их отсутствие является нарушением требований по оформлению, расчетного, документа и в соответствии с пунктами 1.7.4 и 1.7.6 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, - основанием в отказе приема платежного поручения. В частности, согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога на добавленную стоимость указывается отдельной строкой. При бесспорном взыскании средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.


§ 5. Функция регулирования банковского учета.

Правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности


1. Правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской

^ Федерации и его роль в организации банковской деятельности


В зарубежных странах законодательство о бухгалтерском учете входит составной частью в различные отрасли права.

Например, в Германии и во Франции бухгалтерский учет предусмотрен торговыми кодексами. В Италии эти вопросы регулируются Гражданским кодексом*(176).

В России бухгалтерский учет регулируется административным правом. Однако, что касается кредитных организаций, то их деятельность регулируется банковским правом, и, следовательно, общие требования бухгалтерского учета, установленные административным законодательством, здесь дополняются правилами, установленными банковскими законами и нормативными актами Банка России. Как уже отмечалось, кредитная организация является субъектом различных правоотношений (конституционных; гражданско-правовых, административных, банковских и др.), и поэтому вполне логично, что общие принципы ее бухгалтерского учета регулируются административным правом, а конкретные правила бухгалтерского учета устанавливаются банковским правом.

В ст. 56 Федерального закона от 26 апреля 1995 года № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Поэтому, основываясь на общих требованиях Федерального закона "О бухгалтерском учете", Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в пределах своей компетенции устанавливает специальные нормы. В настоящее время действуют Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 года № 61, утвержденные приказом Банка России от 18 июня 1997 года № 02-263) (с изменениями от 11 декабря 1997 года, 30 марта, 9 июня, 15 июля, 25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря, 25 декабря 1998 года)*(177). Данные Правила введены в действие с 1 января 1998 года.

^ Международные стандарты. Изучение зарубежной научной мысли в отношении практики организации бухгалтерского учета в различных организациях позволяет сделать вывод, что процессы эволюции научных взглядов российских и англо-американских бухгалтеров идут с противоположных сторон навстречу друг другу: в России ослабевает влияние различного рода регуляторов, а на Западе ученые ратуют за их ужесточение*(178).

Можно предположить, что Россия нуждается в изменении своих ориентиров в отношении чрезмерной демократизации бухгалтерского учета. На практике еще сильны тенденции к нарушению правил учета. Поэтому, как нам представляется, роль регуляторов бухгалтерского учета должна быть усилена. Другое дело, что эти правила не должны быть запутанными.


Давление со стороны международных банковских и валютных организаций вызвало различные предложения о переводе российских организаций на международные нормы бухгалтерского учета, о массовом переучивании бухгалтеров и аудиторов, и, как уже отмечалось специалистами: "...существуют серьезные сомнения в необходимости форсированного усовершенствования и реформирования российского банковского учета, перевода его на новые концептуальные принципы".*(179)

Постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 года была утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на международные стандарты учета и статистики. Уже по многим направлениям эта программа реализована. Однако организация бухгалтерского учета оставляет желать лучшего.

Если исходить из фактов, то нельзя не признать, что переход на новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях с 1 января 1998 года не улучшил положения российских банков. Наоборот, уже в августе 1998 года разразился небывалый по своим последствиям финансовый и банковский кризис.

Вопрос о международном праве, международных стандартах применительно к бухгалтерскому учету представляет определенный интерес. Надо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Следует также иметь в виду, что вопросы бухгалтерского учета кредитных организаций международными договорами не предусматриваются. Бухгалтерский учет банковской деятельности должен быть единообразным. Он устанавливается в целях банковского регулирования и надзора.

Дочерние банки и филиалы различных иностранных банков должны применять правила бухгалтерского учета, введенные Банком России. Вместе с тем дочерний банк и филиал - это часть системы того или иного иностранного банка, перед которым они должны периодически отчитываться, однако они созданы по российскому законодательству и, следовательно, должны быть прозрачным для российских контролирующих органов банковского надзора.

Представляется не вполне правильным порядок, при котором они создают две системы учета: одну - по правилам иностранного законодательства и по тем стандартам, которые приняты в материнской oрганизации, вторую - по российскому законодательству. Соответствие может быть достигнуто применением специально разработанных компьютерных программ.

^ Бухгалтерский учет в кредитных организациях. По своему непосредственному содержанию нормы бухгалтерского учета и отчетности кредитных организаций являются технологическими нормами банковского дела, а по форме - юридическими.

Стало быть, они обязательны для всех кредитных организаций. Нарушение этих норм влечет применение к кредитным организациям санкций, предусмотренных в ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Бухгалтерский учет в кредитных организациях - это разновидность бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обязательных для всех организаций, которые находятся на территории России или созданы в соответствии с ее законодательством. Единые принципы бухгалтерского учета обязательны для всех хозяйствующих субъектов и в целом для любой из организаций в. Российской Федерации. В ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" сказано, что данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской федерации.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предусматривает основные цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств н хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Федерального закона).

В ст. 5 того же Федерального закона предусматривается, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (это обстоятельство должно учитываться в тех случаях, когда банки кредитуют малые предприятия).

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сформулировано понятие, которое имеет общее значение для бухгалтерского учета любой организации, в том числе - для банков. Суть его состоит в том, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

В этом же Федеральном законе указаны основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" даны основные общие понятия бухгалтерского учета. Несмотря на оговорку о том, что они используются для целей этого Федерального закона, они имеют нормативное значение, поскольку надо учитывать, что этот Федеральный закон устанавливает правила, с которыми должны быть согласованы все виды бухгалтерского учета. К используемым в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" основным общим понятиям относятся следующие:

- руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;

- синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

- аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

- план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;

- бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Вместе с тем данный Федеральный закон, на наш взгляд, противоречит не только банковскому законодательству, но и Конституции Российской Федерации.

В ст. 3 этого Закона сказано, что "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации".

Противоречие состоит в том, что, во-первых, в понятие "законодательство!! здесь включены не только законы, но и подзаконные акты, а во-вторых, не включены нормативные акты Банка России. О кредитных организациях практически ничего не сказано, хотя данный Федеральный закон устанавливает общие принципы и общие требования, относящиеся к сфере Деятельности всех организаций. Нет указаний и о том, что бухгалтерский учет должен вестись на русском языке.

^ Программа реформирования бухгалтерского учета. Хорошо поставленный бухгалтерский учет предотвращает возможность совершения преступлений и других злоупотреблений в сфере финансовой и банковской деятельности. Поэтому в Указе Президента РФ от 3 апреля 1997 года № 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране"*(180) предусматривается, что, исходя из необходимости обеспечить взаимодействие и согласованное функционирование федеральных органов государственной власти при реализации Послания Президента Российской Федерации и приоритетов во внутренней и внешней политике государства, предложить Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности включить среди прочего в указанный перечень законопроекты: о борьбе с коррупцией; об ответственности за легализацию преступных доходов; о государственном финансовом контроле.

К сожалению, закон о государственном финансовом контроле все еще не принят. Не принят и закон о борьбе с коррупцией. (Законопроект о борьбе с коррупцией находится на обсуждении уже с 1994 года.)

В Постановлении Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" и в самой Программе было сказано, что изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета.

Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.

Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы, бухгалтерского учета заключаются в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов, В этой связи Постановлением предписывается решить вопросы "переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; регулирования финансового учета; органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.

По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России".

В Постановлении говорится, что "важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета".

Для кредитных учреждений этот вопрос приобретает повышенную актуальность. Надо признать, что стабильности в бухгалтерском учете коммерческих банков все еще нет.


^ 2. Переход на новый план счетов и новые правила

бухгалтерского учета в кредитных организациях,

расположенных на территории Российской Федерации


Потребность учитывать мировые стандарты привела к тому, что приказом Банка России от 18 июня 1997 года № 02-263 были введены новые Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, № 61, и эти Правила вступили в юридическую силу с 1 января 1998 года.

Как отмечают специалисты, новый план счетов, а также правила его применения основаны на универсальных принципах бухгалтерского учета.

Одним из главных нововведений является то, что счета в бухгалтерском учете банков определены только как активные или только как пассивные, нельзя на активном счете иметь кредитовое сальдо в конце дня, а на пассивном счете - дебетовое.

Новый план счетов отличается прежде всего по своему структурному построению и по наглядности счетов. Введено иерархическое построение счетов: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета. Тем самым детализируется учет операций банков и придается им наглядность*(181).

В плане счетов предусмотрена новая нумерация. Поэтому в каждом разделе, счете первого порядка при необходимости могут вводиться новые дополнительные счета.

Новый план счетов отличается и тем, что в нем нет специального раздела по учету иностранных операций. Теперь, по решению кредитной организации счета аналитического учета в иностранной валюте могут вестись в рублях по курсу Банка России.

^ 3. Делопроизводство в кредитных организациях


В настоящее время система делопроизводства в кредитных организациях регулируется только самими кредитными организациями. Банк России до сих пор так и не принял никаких нормативных документов, которые бы регламентировали эти вопросы в коммерческих банках.

Это отрицательно сказывается на вопросах укрепления законности в деятельности кредитных организаций. В конфликтных ситуациях, которые возникают между акционерами и менеджерами банков, между банками и их клиентами, вкладчиками, зачастую решения либо не выносятся, либо выносятся судами с большим запозданием как раз из-за отсутствия необходимой доказательственной базы по гражданским делам.

Кроме того, именно отсутствие единой системы делопроизводства для всех банков создает массу трудностей в проверке правильности выводов и оценок финансового положения в кредитной организации средствами документарного банковского надзора.

В ст. 22 Закона РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривается, что "делопроизводство в сфере обслуживания и коммерческой деятельности ведется на государственном языке Российской Федерации и иных языках, предусмотренных договорами между деловыми партнерами"*(182). Таким образом, остается без ответа вопрос о том, на каком языке должно вестись делопроизводство в филиалах иностранного банка, открытых на территории Российской Федерации. Но по смыслу Закона этот вопрос должен решаться Банком России как представителем банковской системы страны пребывания в тех случаях, когда он выдает разрешение либо проводит инспекторскую проверку в порядке надзора.

В банковской системе России пока еще нет единой системы делопроизводства, которая могла бы охватывать взаимоотношения между Банком России, кредитными организациями, не говоря уж об акционерах и клиентах. Банк России издал инструкцию по делопроизводству, но она регламентирует только тот документооборот, который карается самого Банка России. Впрочем и здесь есть свои трудности.

Нет единой системы делопроизводства в электронной форме. Эта инструкция не совмещена с соответствующими инструкциями, регулирующими информационные технологии. На наш взгляд, если бы была создана единая информационная система управления функциями Банка России, то было бы больше гарантий от неэффективного или неправильного использования его полномочий. Система делопроизводства на материальных носителях должна органически включаться в систему электронной информации. В этом случае вся деятельность Банка России и его партнеров становится полностью прозрачной прежде всего для контролирующих подразделений самого Банка России, а в пределах закона - и для других взаимодействующих с ним финансовых субъектов.

Под финансовыми субъектами мы в данном случае понимаем субъекты финансовой системы. Например, вкладчик, как субъект финансовой системы, чьи денежные средства по определению используются кредитной организацией, или ее кредитор в случаях нарушения договорных обязательств и законодательства могут обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. В целях обеспечения доказательств суд может потребовать от Банка России представления необходимых документов, подтверждающих, скажем, тот факт, что данной кредитной организации была выдана соответствующая лицензия, что она является дилером на рынке ценных бумаг, что у нее изменялся почтовый адрес, что ее руководители были согласованы с Банком России... Все эти и множество других фактов можно приводить в качестве иллюстрации того, что может понадобиться суду для обеспечения доказательств при рассмотрении конкретного дела и вынесения по нему обоснованного и законного решения.



3660158187293290.html
3660240038403602.html
3660312875609931.html
3660398868001716.html
3660469669293145.html