Тема 4. Речь, ее особенности в разных аспектах - Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема 4. Речь, ее особенности в разных аспектах - Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема 4. Речь, ее особенности в разных аспектах.

1. Особенности произнесения речи перед микрофоном

2. Телеинтервью. Фазы телеинтервью. Типы телеинтервью

3. Правила поведения перед микрофоном и телевизионной камерой


1. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой

Многие оказываются в ситуациях, когда взаимодействие с другими людьми опосредуется такими техническими средствами, как микрофон или телекамера. Это может быть чтение лекций, публичное выступление, участие в пресс-конференции, интервью для радио или телевидения, чтение официального заявления и др. При этом поведение в целом и речевое поведение как его важнейшая составляющая неизбежно должно быть определенным образом скорректировано с учетом как преимуществ, так и ограничений используемых технических средств.

Отметим, что выступление с микрофоном перед публикой и выступление в радио- или телевизионной студии с точки зрения особенностей речевого поведения имеют между собой меньше сходства, чем различий. Объединяет их то, что эти виды выступлений являются устной публичной речью, каждое из них предполагает общение, ориентированное на большую и разнообразную по составу аудиторию. Вместе с тем подготовка и выступление с микрофоном перед "живой публикой" требуют от выступающего лишь определенных навыков обращения с этим техническим средством, сами же приемы воздействия и поведения не отличаются от тех, что используются в ораторской речи.

^ Особенности общения с аудиторией радио- и телевещания. Для того чтобы понять специфику радио- и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающими по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации.

Анализируя особенности общения по радио и телевидению, вы делим два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречаете) выступающий в "живой" аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано.

Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве - она рассредоточена психологически. Люди становятся радио- или телеаудиторйей случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидение публичное выступление требуете самого начала усилий по привлечению внимания слушателей/зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому "подготовит почву" в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступлений практически не поддается "заражению", поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи.

В-четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в "мягких туфлях", в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой - доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория "живого" публичного выступления. Поэтому наступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.

^ Образ выступающего.Не менее важным социально-психологическим моментом является то, как воспринимают самого выступающего зрители или слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающий. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия зрителей/слушателей и т.д.

Не только на коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на экране или первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание зрителей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека в кадре или у микрофона.

В ходе социально-психологических исследований выявлено, что абсолютное большинство аудитории видит в человеке на экране, передающем какое-либо сообщение, не просто источник информации, а живого партнера по общению. При этом отношения к сообщению, особенно передаваемому по телевидению, в значительной степени зависит от отношения аудитории к коммуникатору, т.е. впечатление от личности говорящего слушатели/зрители склонны переносить на предмет речи.

Между восприятием образа выступающего и воздействием его сообщения обнаружена следующая связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

Важно учитывать, что при формировании образа коммуникатор в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между коммуникатором и сообщением, во-вторых, между коммуникатором и аудиторией. Каждый ряд содержит свою систему характеристик. Наиболее значимы для первого ряда отношений следующие характеристики коммуникатора:

- знание того, о чем он говорит;

- его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

- умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда, отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора:

- знание своей аудитории;

- искреннее уважение к аудитории;

- умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательное и тактичность.

На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации об его образовательной подготовке и социальном положении. Однако чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении как к аудитории, так и к тому, о чем он говорит. Незаинтересованное, формальное выступление оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь.

Таким образом, без учета рассмотренных выше социально-психологических особенностей общения по радио и телевидению невозможно понять задачи, которые необходимо решить режиссеру, редактору и, конечно, самому выступающему в процессе подготовки его радио- или телевизионного выступления.

^ Основные принципы организации радио- и телевизионной речи. Свойственная природа радио- и телевизионной речи:

социальная и личностная ориентированность

Обращаясь к собственно речевому поведению на радио и телевидении и принципам его организации, важно помнить следующее:

- нельзя повторить дважды только что сказанное в эфире, следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как "вторичного" восприятия из эфира быть не может.

- зрителями или слушателями вашего выступления будут люди разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и интересов.

- встреча с вами на экране или по радио для многих из них явится, скорее всего, случайной.

Учет этих ключевых моментов предполагает, что теле- или радиоцепь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организована по типу неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального заявления). Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.

Интонация речи, используемой в массовой коммуникации, отличается от интонации непринужденного межличностного общения "нейтральностью" мелодии основного тона. Коммуникатор не повышает голос до крика и не понижает до шепота, каждое слово произносится более или менее четко - не проглатывается, это имеет место в общении лицом к лицу. Редукция безударных гласных менее выражена, паузы между словами, речевыми тактами выходят за рамки строго обусловленных границ. На телевидении существует стереотип неречевого поведения, который ограничивает мимическую деятельность и жестикуляцию выступающего.

Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью радиовещания и телевидения. Они же требуют соединения речевом поведении человека, выступающего в эфире, устно-литературной нормы и нормы непринужденной разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы этого достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи. Перечисленные принципы в равной степени относятся как "сольному" выступлению, так и различного рода беседам в эфире, будь это интервью, беседа за круглым столом, дискуссия. Для человека, не имеющего большого опыта выступлений по радио или телевидению, знание таких принципов может оказать существенную помощь при подготовке к выходу в эфир.

Рассмотрим указанные принципы подробнее.

^ Принцип разговорности. Экономное использования лексики. Восприятие устной речи затрудняется при превышении определенных порогов лексического разнообразия. Если письменная речь подразумевает развернутость словесного выражения мысли, приведения логически строгой системы аргументов, то устная речь не требует этой развернутости. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше чем точное и строгое, но длинное доказательство.

Четкая структурная организация выступления. Передачи разговорного жанра не терпят композиционной расплывчатости. Они должны развиваться динамично. Основная проблема здесь не столько в определении темы выступления, сколько в самоограничении; все понимают, что за несколько минут невозможно рассказать обо всём однако многие выступающие пытаются это сделать, что в конечном счёте приводит к легковесности. Специалисты указывают на важность конкретизации темы, выбор одного аспекта, наиболее важного из множества вопросов, фактов и поворотов темы.

Выступление должно быть информационно точным, в противном случае попытка слушателя или зрителя понять, о чем идет речь, отвлечет от последующей информации.

Важно помнить:

- информация достигает оптимального воздействия, когда в ней содержится новизна (новость). При этом можно выделить три типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам;

- интерес вызывает доказательная информация, которая опирается на эмпирический опыт аудитории, статистику, фактологический материал.

- начало и конец выступления имеют важную психологическую нагрузку. Если изложение интересно, то доказательность следует оставить на конец, чтобы не уменьшить значимости идеи.

^ Принцип диалогизации. Диалог представляет собой принцип взаимодействия между людьми, взаимоуправления друг другом. В речевой коммуникации диалог означает процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций-суждений. Для реального диалога необходимы следующие условия:

1) наличие желания и готовности у обоих партнеров выразить свою позицию по отношению к обсуждаемой проблеме;

2) готовность воспринять и оценить позицию партнера;

3) готовность к активному взаимодействию;

4) наличие у партнеров общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.

Вместе с тем реализация принципа диалога в теле- и радиопередаче требует использования особых драматургических и стилистических средств. Как уже отмечалось, своеобразие радио- и телебесед состоит в том, что собеседники присутствуют не в одном месте, а отделены друг от друга пространством, поэтому выступающий в кадре или перед микрофоном должен предугадать реакцию зрителя и слушателя и суметь ответить на нее. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участие двустороннего контакта. Вот почему здесь необходимо учитывать иные, отличные от тех, что выражает говорящий, мнения и позиции по обсуждаемым вопросам, предвидеть различные точки зрения на проблему, аргументируя собственную. Слушатель/зритель должен чувствовать ход мыслей оратора: вместе с выступающим он оказывается перед проблемой и вместе с ним приходит к определенным выводам. Этот процесс можно назвать сопереживанием, параллельным мышлением.

Таким образом, диалогизация теле- и радиопередачи заключается в том, что она композиционно построена как монолог со структурными элементами диалога, т.е. рассчитана на реакцию слушателей.

Для диалогической речи справедливы требования к устной речи в целом, а именно: лаконичность (немногословность), простые короткие фразы. Если монологической речи предшествует выработка программы (плана) речи, адекватная реализация которой сознательно контролируется, то диалогической речи свойственна свернутость этапов внутренней обратной связи, отсутствие жесткого сознательного контроля за речевым потоком.

Принцип интимизации. Камерность обстановки, в которой во принимается выступление по телевидению или радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого слушателя в отдельности. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология, лексические образные средства (тропы) и синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры). Для достижения большего контакта со зрителем/слушателем, большей доходчивости вполне допустимы использование неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорного синтаксиса, а также соответствующая лексика.

Таким образом, рассмотренные выше особенности радио- и телевизионной речи как устной звучащей речи, обращенной к многомиллионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать ее как особую форму ораторского искусства с присущими только ей принципами организации и стилистическими характеристиками.


^ 2. Телеинтервью. Фазы телеинтервью. Типы телеинтервью

По определению, данному в ряде словарей, интервью - это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой и формации.

Телевизионное интервью, как правило, проходит в прямо эфире и продолжается 15-20 минут. В это ограниченное время, в присутствии телеоператора и других работников телестудии надо свободно высказать свою позицию. Умение говорить перед телекамерой и держаться свободно, нескованно приходит с опытом, но ему можно учиться при ведении других типов публичных диалогов, например диспутов, ответов на вопросы аудитории после публичного выступления.

Во время интервью постарайтесь забыть о телезрителях и телекамере, разговаривайте с журналистом доброжелательно. Открытость, непредвзятость - важное условие общения. Старайтесь держаться естественно и быть самим собой. Сосредоточьтесь на собеседнике, слушайте, что он говорит. Забудьте о своих руках и ногах, думайте о теме разговора.

Первая фаза интервью - контактоустанавливающая. К этой фазе относятся приветствие, представление интервьюируемого зрителям. В этой фазе задаются социальные роли собеседников, происходит "сонастройка" эмоциональных волн, устанавливается психологический контакт.

Вторая (основная) фаза интервью - концентрация внимания на какой-то проблеме, теме. Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5-10 тем, которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец.

В третьей (заключительной) фазе подводятся итоги разговора, журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями.

Все фазы интервью подчиняются жанровым особенностям. Различают интервью-расспрос, цель которого - получение новой информации; интервью-обмен мнениями, в центре внимания которого находится обсуждение общезначимой проблемы; интервью-портрет, создающий образ интервьюируемого.

В интервью-расспросе задача интервьюируемого - предоставить запрашиваемую информацию или раскрыть свое мнение. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист спрашивает, интервьюируемый отвечает.

В интервью-обмене мнениями задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.

В интервью-портрете интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Интервью-портрет часто берут в неофициальной обстановке: дома или на даче у интервьюируемого (см., например, передачи "Герой дня без галстука", НТВ; "Пока все дома", ОРТ). Неофициальная обстановка располагает к шутливому, несерьезному тону разговора. Для такого разговора характерны многотемье, ассоциативность связей. И главной здесь - естественность.

Таким образом, дать интервью - непростая задача. Каждый тип интервью требует от интервьюируемого определенного характера участия в беседе. В интервью-расспросе интервьюируемый является источником информации, поэтому важно, чтобы эта информация была правдивой, ее отбор был обдуманным, не наносил вред ни интервьюируемому, ни телезрителям, которые в большинстве своем слово с телеэкрана воспринимают как правдивое.

В интервью-обмене мнениями интервьюируемый должен быть достойным собеседником, умеющим высказать и защитить свое мнение. Умение просто и ясно сформулировать собственную точку зрения приходит с опытом. Но главное - это мнение иметь, только тогда можно стать участником такого типа интервью.

Интервью-портрет - штучный товар. Его берут у людей известных, интересных, обладающих даром рассказчика. Можно только пожелать вам в будущем стать героями интервью-портретов, это всегда доказательство признания обществом ваших заслуг, не только профессиональных, но и личных.

Телеинтервью - бурно развивающийся жанр. Обилие программ, построенных в форме интервью или использующих его в качестве составляющей, свидетельствует о повороте общества к человеку, его личности и индивидуальности.


^ 3. Правила поведения перед микрофоном и телекамерой. Поведение на радио.

Весьма серьезным фактором, влияющим на поведение выступающего на радио и телевидении, оказывается сама среда, в которой происходит запись его речи, т.е. обстановка на радио- и телестудии. Микрофон и камера вызывают не только определенную психологическую реакцию (например, страх или скованность), но и задают вполне определенные правила обращения с ними и поведения перед ними. Рассмотрим последовательно особенности поведения в радиостудии и на телестудии.

Главная трудность при выступлении связана с тем, что беседа перед микрофоном - по существу несколько искусственное дело, не встречающееся в жизни: вы находитесь в одиночестве и говорите в пустой комнате. При этом необходимо говорить в своей обычной манере.

Особых навыков требует работа у микрофона. Наиболее часта ошибка неопытных выступающих состоит в том, что они начинают громко говорить в микрофон, на высоких нотах, монотонно и безэмоционально. Нужно учитывать, что некоторые виды микрофоне искажают тембр звучащего голоса, возникает отражательная звонкость, когда такие согласные, как т, п, с, ш, ч приобретают выпуклость, более слышны. Указанные недостатки можно преодолеть помощью четкой артикуляции, несколько сниженного темпа речи, устойчивого выдоха (во избежание взрывного звучания), отчетливых перемен в длительности и высоте за счет изменений в силе звучания.

Не следует изменять расстояние от микрофона. При использовании аппаратуры направленного действия надо говорить прямо в микрофон, учитывая, что он обладает сверхчувствительностью к шумам, возникающим, когда его передвигают, стучат по нему и т.п. Вместе с тем микрофон не должен стеснять свободу движения. Микрофон подчеркивает голосовые и дикционные дефекты и усиливает малейшую фальшь. Поэтому не случайно перед журналистами, выходящими в теле- и радиоэфир, ведущими программ, дикторами в качестве профессиональной задачи ставится основательная работа по изучению всех вопросов голосообразования, по разработке голоса, совершенствованию его лучших качеств. Эти знания и навыки полезны и для нежурналистов.

Таким образом, голос - это все, что имеет выступающий на радио. Его образ в представлении радиослушателя зависит исключительно от восприятия голоса. Хорошо модулированный, резонирующий голос идеален для восприятия. Резкий, гнусоватый голос неприятен для слуха. Слишком частое повторение ну, понимаете ли и прочих слов и выражений-"паразитов" особенно раздражает, когда они звучат из радиоприемника.

В условиях, когда обратная связь отсутствует, чрезвычайно важно оживить мимику, жестикуляцию и прочие приемы внешней выразительности. Отказаться от внешних проявлений активности - значит снизить силу и выразительность голоса.

Остроумные и одновременно полезные практические советы, касающиеся поведения на радио, можно найти в книге "Имидж - путь к успеху" Л. Браун:

- Если вы оказалось в радиостудии, следует иметь в виду несколько моментов. Для начала вспомните, что некоторые столы могут превращаться в барабаны, которые будут отзываться на малейший стук ваших пальцев. Стол можно использовать только для того, чтобы класть на него листки с записями.

- Установите расстояние в несколько сантиметров между вашим ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным в течение всей передачи. Не наклоняйтесь к микрофону каждый раз, когда начинаете говорить.

- Старайтесь сохранять ваш голос по возможности низким, чтобы избежать искажений усилителями звука. Четко произносите гласные и согласные буквы - это замедляет речь быстро-говорящего человека и способствует лучшему восприятию речи аудиторией.

- Если вам хочется рассмеяться в ответ на чьи-либо слова, не делайте этого слишком громко и в высоком диапазоне.

- Не прерывайте ведущего передачи, задающего вам вопрос.

- Прежде чем отвечать, подождите, пока он закончит говорить.

- Если другие люди, находящиеся с вами в эфире, говорят намного больше вас, вы можете почаще обращать на себя внимание ведущего, молча сигналя ему рукой, что вы хотите высказаться.

- Не опасайтесь быть раскованным во время радиоинтервью. Вы прослывете искренним и привлекательным человеком.

- Если во время радиопередачи вам захочется кашлянуть, отвернитесь от микрофона и заглушите звук, кашлянув в сгиб локтя.

- Можно поинтересоваться заранее, есть ли у микрофона "кнопка прокашливания", которую вы можете нажать, чтобы убрать звук.

^ Поведение на телевидении. Поведение на телевидении предполагает особое внимание не только к звучанию речи, но и к внешнему виду и манерам поведения. Крупный план позволяет рассмотреть черты лица говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения человека, эмоциональность его выступления. В то же время внешний вид не должен отвлекать аудиторию от обсуждаемых вопросов. Зрителям не безразличны манера поведения выступающего, его жестикуляция, мимика, используемая лексика, пластика движений, дикция, его внешние данные. Отрицательное впечатление производят менторский тон оратора, его скованность, напряженность позы, недостаток словарного запаса, монотонность, скороговорка. Известно, что, если слова говорят одно, а голос другое, зритель поверит голосу; если лицо говорит что-то еще, поверят лицу.

Среди советов, которые дают специалисты выступающим на телевидении, выделим следующие:

- Держитесь в поле зрения телезрителя, т.е. в рамках телеэкрана. Это значит, что ваши жесты не должны быть размашистыми, локти следует держать поближе к грудной клетке. Руки должны двигаться в пространстве между подбородком и грудью.

- Используйте радушные жесты, раскрывая ладони наружу. Это лучше, чем руки, скрещенные на груди. Помните, что все жесты в камере утрируются - взмах руками вверх выдает напряжение, а широкие грубые жесты теряются.

Замечено, что некоторые детали одежды, а также невербальные характеристики поведения могут отвлекать зрителей от полноценного восприятия программу.

Таким образом, успешность выступления на радио и телевидении в значительной мере зависит от понимания специфики восприятия речи и внешнего вида выступающего, соответственно требует от него работы как над звучанием собственного голоса, так и над внешними манерами поведения.

Норма литературного языка - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций.

В то же время устойчивость норм не абсолютна, а относительна. Норма, как и все в языке, медленно, но непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, местных говоров, различных социальных и профессиональных групп населения, заимствований и т.д.

^ Фонетические нормы. Произношение звуков и их комбинации

Современный русский язык отличается от жаргонов, внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения.

Значение орфоэпических правил для общения огромно. Они способствуют более быстрому и более легкому взаимопониманию говорящих. Ошибки в произношении отвлекают от содержания речи и тем самым мешают языковому общению. Несмотря на большие успехи, достигнутые в области народного образования в целом и в повышении речевой культуры нашего населения, в частности, произношение до сих пор является в ней наиболее слабым звеном. В настоящее время в связи с расширением влияния средств массовой коммуникации (радио, телевидение), отражающих и передающих "живые голоса" большего, чем в недавнем прошлом, количества носителей языка в прямом эфире, вопрос о правильности произношения стоит особенно остро.

^ Колебания в ударении.

В русском языке ударение представляет собой выделение в слове того или иного слога при помощи большей силы, длительности, напряженности голоса. Русское ударение прежде всего силовое. Характерными чертами его являются также разноместность и подвижность. Разноместным русское ударение называют потому, что оно может быть на любом слоге, даже в родственных словах, на первом, на втором, на последнем: русский, язык, состоит (выстоит, состав). Подвижным его называют потому, что в одних грамматических формах какого-либо слова оно может стоять на одном слоге, а в других - на другом; нести - нёс - несла, сестра - сестры - сестёр. В словах, кроме основного ударения, может быть второе, ослабленное (второстепенное, побочное): разноместный, русско-английский.

Русское словесное ударение играет важную смыслоразличительную роль. Оно используется в ряде случаев для различения слов (хлопок - волокно и хлопок - удар в ладоши), их форм (разрезал - с.в. глагола и разрезал - н.в.) и стилистической окраски (звонит - нейтральное и звонит - разговорное).

^ Дикция и выразительное чтение. Дикция означает произношение; при этом имеется в виду, естественно, степень отчетливого произношения слов и слогов в речи, а также при чтении вслух или пении. Дикцию по отношению к орфоэпии можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. Человек со скверным почерком рискует быть непонятым адресатом, которому направлена корреспонденция. Человек с плохой дикцией заставляет собеседника либо пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз.

Все органы речевого аппарата принимают участие в создании звучности, темпа, высоты, тембра и артикуляции, которые в своей совокупности и определяют характер дикции.

^ Звучность голоса. Звучность голоса (специалисты называют ее полётностью) - это не совсем то же самое, что громкость, сила. Звучность еще связана с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением, что достигается путем напряжения в голосе. Сравним произношение одного итого же предложения, но с разным фразовым ударением: "Завтра не будет снега" (а не в какое-то другое время); "Завтра не будет снега" (отрицание действия); "Завтра не будет снега" (но возможен дождь).

Оказывается, звучность голоса зависит от двух причин. Первая причина чисто психологическая: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Представьте себе, что на экзамене какой-то студент вытащил билет с незнакомыми или малознакомыми вопросами. Если он не уверен в своих знаниях, стоит или сидит перед преподавателем ни жив, ни мертв, какой у него может быть звучный голос?!

Но звучность голоса зависит от причин не только психологического, но и физического свойства. К этим свойствам относится прежде всего правильное дыхание. Ваше дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым.

^ Нормальный темп. Четкость в произношении во многом зависит и от его темпа. Темп - это прежде всего скорость речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь.

В темп речи входит и длительность звучания. Любое слово можно при произнесении растягивать и сжимать, как гармошку. Все зависит от того, какое значение (важное или второстепенное) придает ему говорящий, а также от чувств, которые вкладываются говорящим это слово.

Следует обратить внимание, что речь идет о растянутости произношения, а не о громкости, силе. Если же выступающий подменяет длительность громкостью, силой, то его речь невольно становит резковато-монотонной. Это неприятно действует на слушателе притупляет внимание к его словам.

^ Высота голоса. Кроме звучности и темпа речи характер дикции, культуру произношения определяет высота голоса. Диапазон же звучания зависит от частоты колебания голосовых связок.

Когда мы говорим о высоте голоса при выступлении, следует иметь в виду типичные ошибки, допускаемые в этом случае говорящими. Во-первых, это речь на одной и той же высоте, то ли на нижней, то ли на средней и т.д. Это создает впечатление монотонности. Чтобы избежать монотонности, надо пользоваться при выступлении разной высотой голоса, разными тонами, по возможности пользоваться различными мелодическими рисунками. В то же время следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, в запале спора, реже - застенчивости или нехватки дыхания. Чтобы избежать повышенного тона, неустойчивости голоса, следует не слишком волноваться при выступлении, избегать резких споров, не давать воли эмоциям.

Слишком низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченности предметом речи, а то и робостью, застенчивостью. И бороться с этими недостатками надо, вырабатывая в себе смелость, приобретая знания по теме выступления, развивая в себе заинтересованность в этих знаниях.

Тембр. Качество произношения определяется также тембром, окраской голоса. Тембр же зависит от особенностей голосовых связок, которые у каждого человека свои, неповторимые. Поэтому очень редко встречаются люди, которые обладают одинаковым тембром. Трудно, а то и невозможно, изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно. Прежде всего, следует помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание голоса ухудшается, если чело-иск устал, подавлен, сердится или стесняется. Если же наши мысли ясны, вы уверены в своих силах, звучание голоса становится чище и прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону и зависимости оттого, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны язык, губы и мягкое небо.

Итак, тембр играет очень важную роль в общей окраске произносимых тем или иным способом звуков. Но не менее важно, что окраска голоса помогает варьировать выражаемые мысли и чувства, Чтобы убедиться в этом, попробуйте произнести слово с радостью восхищением, а затем с выражением гнева или угрозы.

Тембр голоса может меняться даже при произнесении антонимов - слов с противоположным значением.

Артикуляция. И, наконец, артикуляция, без соблюдения правил которой ни о какой дикции не может быть и речи. Может быть, даже легче научиться владеть голосовыми связками (звучностью, темпом, тембром), чем расстаться с навыками приобретенной в детстве дурной артикуляции. Артикуляция - это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков (см. параграф "Произношение звуков и их комбинаций"). А в этом главную роль играют уже не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Причины недостатков в произношении кроются в самой личности выступающего. Он может быть усталым, робким, слишком самоуверенным, безразличным, вялым, больным, недостаточно или плохо подготовленным. Устраните эти причины, и ваше произношение обязательно изменится к лучшему.

^ Выразительность чтения. На службе же, если человек активен, он часто выступает перед окружающими: оценивает ли обстановку на производстве, вносит ли предложение, комментирует ли речь "предыдущего оратора". Чем выше человек продвигается по служебной лестнице, тем ответственнее, да и длиннее бывают его выступления, не говоря уже о докладах на научных или иных конференциях. У одних от природы язык хорошо "подвешен", и они могут говорить на интересующую их тему "без бумажки" или по наскоро набросанному плану. Другие по разным причинам сделать этого не могут.

Что такое выразительное чтение? Это чтение с правильным литературным произношением, чтение с расстановкой фразового, логического ударения, чтение с нужной интонацией и дикцией, с определенным эмоциональным настроением. Именно выразительное чтение чего-либо способствует лучшему восприятию и пониманию содержания читаемого текста, будь то доклад на общественно-политическую или научную тему, стихотворение или отрывок из художественной прозы.

ВОПРОСЫ.

  1. Особенности говорящего перед микрофоном?

  2. Психологические особенности выступления перед радио и телеэфиром?

  3. Контактоустанавливающие действия выступающего?

  4. Специфика и особенности телеинтервью.

  5. В чем заключается принцип интимизации?

  6. Каковы правила поведения на радио?

Вопросы для самостоятельного задания.

  1. Практические советы по поведению на радио (по Л. Браун)?

  2. Двойственная природа телевизионной речи.

  3. Типы телеинтервью?



^ ТЕСТЫ: ( I)

1. Найти среди словосочетаний плеоназмы (речевые излишества):

А) главная суть;

Б) главная мысль;

В) основное содержание;

Г) золотые руки;

Д) забытое прошлое;

^ 2. Найти среди словосочетаний плеоназмы (речевые излишества):

А) памятный мемориал

Б) высокая скорость

В) крепкий замок

Г) заходить в магазин

Д) запасной выход

^ 3.Найти среди словосочетаний плеоназмы (речевые излишества):

А) черный мрак

Б) избалованный ребенок

В) красивая девушка

Г) народный артист

Д) высокая стена

^ 4. Найти среди словосочетаний плеоназмы (речевые излишества):

А) земля обетованная

Б) удачное выступление

В) перистые облака

Г) первый дебют

Д) высокая урожайность

^ 5. Найти среди словосочетаний плеоназмы (речевые излишества):

А) хмурый человек

Б) проливной ливень

В) тонкая тетрадь

Г) черный карандаш

Д) высокий юноша

^ 6. К паронимам не относятся:

А) поступок- проступок

Б) тактичный –тактический

В) осудить-обсудить

Г) представить –предоставить

Д) книга –книжный

^ 7. К паронимам не относятся:

А) адресат –адресант

Б) архаический –архаичный

В) будний – будничный

Г) всякий – всяческий

Д) дорога – дорожный

^ 8. К паронимам не относятся:

А) гармоничный – гармонический

Б) демократичный – демократический

В) динамичный – динамический

Г) воспитательный – воспитательский

Д) пол - потолок

^ 9. К паронимам не относятся:

А) дипломат – дипломант

Б) адресат – адресант

В) командированный – командировочный

Г) злой – злостный

Д) снег – снежный

^ 10.К теме «Слово, язык» не относятся афоризмы:

А) острый язык – дарование, длинный – наказание

Б) больше верь делам, нежели словам

В) что написано пером, то не вырубишь топором

Г) сначала подумай, потом говори

Д) друзья познаются в беде

^ 11.К теме «Правда, правдивость» не относятся афоризмы:

А) где правда, там и счастье

Б) правда всегда перетянет

В) правда глаза колет

Г) лучше кривая правда, чем красивая ложь

Д) добрые вести не лежат на месте

^ 12.К теме «Ум, уменье» не относятся афоризмы:

А) умный и без денег богат

Б) голова без ума, что фонарь без огня

В) чужим умом не выстроишь дом

Г) видит око далеко, а ум еще дальше

Д) уговор дороже денег

^ 13. К какому писателю относятся крылатые выражения: «Есть еще порох в пороховницах. Из прекрасного далека. Легкость в мыслях необыкновенная»?

А) Н.В. Гоголь

Б) М. Горький

В) А.С. Грибоедов

Г) И.А. Крылов

Д) М.Ю. Лермонтов

^ 14. Кому принадлежат слова: «Сейте разумное, доброе, вечное»?

А) Н. А. Некрасов

Б) А.С. Пушкин

В) А.С. Грибоедов

Г) Н.М. Карамзин

Д) А.П. Чехов

^ 15. Кто произнес следующие слова: «Для интеллигентного человека говорить дурно также неприлично, как не уметь читать и писать»?

А) М. Горький

Б) А.П. Чехов

В) Н.В. Гоголь

Г) А.С. Пушкин

Д) Н.А. Некрасов

16. Кому принадлежат следующие слова: «В Европу прорубить окно. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Любви все возрасты покорны. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?

А) А.С. Пушкин

Б) А.П. Чехов

В) М. Горький

Г) Н.А. Некрасов

Д) Н.В. Гоголь


^ 17. К мужскому роду несклоняемых имен существительных относится:

А) кашне

Б) шоссе

В) кофе

Г) какао

Д) пенсне


18. К устойчивым глагольно-именным словосочетаниям не относится:

А) делать вывод

Б) обосновывать вывод

В) приходить к выводу

Г) подводить к выводу

Д) поддерживать вывод

^ 19. К устойчивым глагольно-именным словосочетаниям не относится:

А) аргументировать мнение

Б) выражать мнение

В) выражать мнение

Г) высказывать мнение

Д) иметь мнение

^ 20. К устойчивым глагольно-именным словосочетаниям не относится:

А) нести бремя

Б) нести нагрузку

В) нести ответственность

Г) нести службу

Д) нести славу

^ 21. К устойчивым глагольно-именным словосочетаниям не относится:

А) принимать во внимание

Б) принимать к сведению

В) принимать точку зрения

Г) принимать удар

Д) принимать задачу
22. Не имеет форму множественного числа существительное
А) белье

Б) полотенце

В) колокол

Г) баня

Д) шляпа


23.Какое слово имеет орфографическую ошибку?
А) компромат

Б) инциндент

В) интеллект

Г) президент

Д) компьютер

24. Какое слово имеет орфографическую ошибку?
А) претендент

Б) индиксация

В) бартер

Г) детектив

Д) интервал
25. Какое слово имеет орфографическую ошибку?
А) интервал

Б) компроментировать

В) термин

Г) интервью

Д) декада

КЛЮЧ: 1 – А; 2 – А; 3 – А; 4 – Г; 5 – Б; 6 – Д; 7 – Д; 8 – В; 9 – Д; 10 –Д; 11 – В; 12 - Д; 13 – А; 14 – А; 15 – Б; 16 – А; 17 – В; 18 - Д; 19 – А; 20 – Д; 21 – Д; 22 – А; 23 – Б; 24 – Б; 25 – Б.
^ ТЕСТЫ ( II) Нормы ударения

  1. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) алкого’ль 4) дефи’c

2) ве’рба 5) диспа’нсер

3) зави’дно


2. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) бензопро’вод 4) хвоя’

2) завсегда’тай 5) рудни’к

3) облегчи’ть


3. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) ерети’к 4) заку’порить

2) красиве’е 5) то’рты

3) экспе’рт


4. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) катало’г 4) коры’сть

2) боя’знь 5) то’рты

3) сто’ляр


5. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) вероиспове’дание 4) газопрово’д

2) обеспе’чение 5) све’кла

3) це’мент


6. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) некроло’г 4) газопрово’д

2) догово’р 5) ходата’йство

3) ба’нты


7. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) ку’хонный 4) па’ртер

2) сли’вовый 5) хозя’ева

3) пригово’р


8. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) кварта’л 4) раку’шка

2) украи’нский 5) псевдони’м

3) по”минки


9. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) дозво’нишься 4) цыга’н

2) повтори’м 5) начав’ший

3) отча’сти


10. Неправильно поставлено ударение в слове:

1) христиани’н 4) намере’ние

2) сред’ства 5) по’хороны

3) морские по’рты


3940480587084881.html
3940645809757789.html
3940810729935864.html
3940993110172357.html
3941126466600779.html